ustinov_sergey (ustinov_sergey) wrote,
ustinov_sergey
ustinov_sergey

Category:

БОЖЕСТВЕННАЯ ТРАГЕДИЯ

КТО И ЗАЧЕМ ЗАКАЗАЛ УБИЙСТВО ИИСУСА ИЗ НАЗАРЕТА



t72chr1Брошенное мною вскользь обещание рассказать про евангельский детектив, оказывается, некоторых заинтересовало всерьез. Расскажу, как я его себе представляю. А кто захочет, добавит то, что я упустил или не так понял.
Эпистемология – так называется наука о науке. Один из главных ее постулатов гласит, что на данном отрезке познания наиболее верной считается наиболее непротиворечивая теория. Точь в точь на этом же принципе строится любой приличный детектив: только факты или их новая интерпретация способны поколебать имеющуюся версию. Я писал в одном из постов (уж простите за вынужденный самоповтор), что пришел к выводу: описанные в Евангелии события представляют собой до сих пор не разгаданную тайну. И для новозаветной истории существует, на мой взгляд, одно наиболее непротиворечивое толкование, способное объяснить все – от распятия Иисуса Христа до нынешних скандалов с церковным начальством. Фактически перед нами изданный самым большим в мире тиражом великолепный образчик детективного жанра. В основе которого история с заказным убийством, совершенным группой лиц. Исполнители известны поименно, однако никто из миллионов и миллионов, читавших этот бестселлер, почему-то не обращал внимания на главное: до сих пор не назван заказчик.

Итак, кому и зачем понадобилось убивать Иисуса из Назарета?

Начнем с вопроса, который людей верующих ставит обычно в тупик, а особо рьяных так даже приводит в бешенство: был ли Христос христианином?
Маркс, например, точно был марксистом, ибо сам исповедовал теорию, впоследствии названную его именем. То же с Фрейдом. Список можно продолжить, и в нем будут отнюдь не только одни евреи. А Христос? Разумеется, ответ – нет. Он был правоверным иудеем, раввином (учителем) и вообще пришел не нарушить Закон, но исполнить его.
Здесь отправная точка библейского детектива. А все свидетельства очевидцев и улики, которые позволят добраться до разгадки, содержатся в самом тексте Библии. И поверьте, уж эта штука будет посильней, чем «Фауст» Гете: смерть побеждает любовь.

Надо сразу предупредить: мы будем основываться исключительно на библейских текстах Ветхого и Нового Заветов. Никакой отсебятины. А еще мы будем основываться на логике. Или на ее отсутствии: ведь наша задача постараться дать непротиворечивое объяснение довольно-таки противоречивой евангельской истории.
Начнем.

В качестве кого Иисус, сын Марии и Иосифа пришел в этот мир?
Он пришел как Мессия. Мессия (на иврите машиах, на греческом Христос) означает помазанник: при восхождении на престол царей мазали елеем. В религиозных представлениях иудаизма он есть идеальный царь, сильный духом вождь, который будет послан Всевышним с конкретной целью: на началах справедливости принести мир, благоденствие и моральное совершенство народу Израиля, а затем и всему роду человеческому. Короче, Царство Божие на земле. Именно как будущему иудейскому царю Ему пришли поклониться три волхва, а действующий царь Ирод, стремясь избавиться от конкурента, принялся избивать младенцев.

И тут же возникает вопрос: в описываемый Евангелиями период (примерно три последние года жизни Христа) действовал ли Он как будущий царь земной (иудаизм) или как будущий царь небесный (христианство)? Но в том-то и дело, что по этому поводу нет совершенно никакой ясности! Согласно иудейским представлениям о машиахе Его задача – стать духовным лидером и царем. Обычное по сути дело: привлечь как можно больше сторонников и потом захватить власть. Но, как сказал бы Штирлиц, что-то там у них не сложилось…

Ошибка была допущена в самом начале: негодным оказался способ доставки, которым Всевышний отправил на задание будущего помазанника. Он ведь не с неба свалился, а был натурально рожден земной женщиной. И, даром что от Духа Святого, первые тридцать лет жизни рос, воспитывался, учился, работал среди людей. Тут напрашивается сравнение с Маугли и отчасти оно верно. Однако Маугли попал в лес случайно, а Иисус был заброшен и к тому же тщательно залегендирован как самый настоящий агент под прикрытием. Вот тут-то и начинаются чудеса. В прямом и переносном смысле.

В любом повествовании, а особенно в детективе или, к примеру, фэнтези, можно выдумывать все что хочешь. Выдумывать – но не врать. Нельзя, в частности, нарушать законы логики. Куда входит и логика человеческого поведения. Но как тогда объяснить, что народ, перед которым Спаситель демонстрировал свои чудесные возможности, не поверил в Его божественное происхождение? В наш вроде бы цивилизованный век всякие аланы чумаки пялились молча с экрана и вся страна прилипала к телевизорам, обняв банки с заряженной водой. А две тысячи лет назад темные и суеверные палестинские бедняки, наблюдая, как пятитысячную толпу кормят досыта пятью хлебами и двумя рыбами, как Он воскрешает мертвых, исцеляет слепых и поднимает хромых, остались к Нему равнодушны?!

Здесь первая сюжетная кульминация. В ситуации, описанной в Евангелии, люди просто не могли не поверить, что перед ними Сын Божий. Другое дело, если их специально заставили не поверить.
Сейчас мы назвали бы это НЛП – нейролингвистическим программированием. Чуть раньше – гипнозом или внушением. Но суть в том, что некто поставил целью не дать широким народным массам сплотиться вокруг Иисуса как духовного лидера, и не позволил сделать Его идеальным царем. Кто же? Перерезать волосок (по Булгакову) может лишь тот, кто его подвесил. Но зачем это понадобилось?

Через пару тысячелетий подобный сюжет станет довольно распространенным: долго находящийся в чужеродной среде агент под прикрытием выходит из-под контроля. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», говаривал один воинствующий атеист, тоже, кстати, фактически взявший на себя обязанности машиаха. Трудно быть Богом (гениальное провидение Стругацких!). Подобно Румате Эсторскому Иисус из Назарета не смог остаться равнодушным исполнителем, сохранить холодный ум, необходимый для выполнения поставленной задачи. Как это часто случается в семьях, у Них с Отцом разошлись взгляды на жизнь. Разные, знаете ли, поколения.

Бог-отец не просто жесток. Если бы не уважение к основателю трех мировых религий, я бы назвал его кровавым садистом. Судите сами. Пятикнижие в этом отношении читается, как сталинский уголовный кодекс: за малейшее прегрешение – смерть. Наставленные Яхве иудеи к врагам не просто жестоки, а беспощадны. При захвате земли обетованной все живущие там народы истребляются под корень: во избежание дурного влияния уничтожаются не только мужчины, но и женщины, и мальчики без различия возраста. Оставляют разве что девственниц – для собственного употребления. Даже самого Моисея Яхве иезуитски наказал за один-единственный случай непослушания: не дал осуществиться мечте всей его жизни, вступить в землю обетованную. А десять казней египетских?

Тут, кстати, продемонстрирована не только избыточная жестокость Всевышнего, но и яркий пример применения НЛП, которое в данном случае даже не скрывается. Не мог фараон, находясь в здравом уме, удерживать евреев после первых же напастей: превращения всей воды в кровь и нашествия жаб. Но Яхве раз за разом «ужесточал сердце фараона», то есть фактически подавлял его волю и управлял поведением. И тот продолжал совершать алогичные поступки до тех самых пор, пока волны Красного моря не сомкнулись над ним и его армией.

Теперь вернемся к Иисусу. Уже в начале своего духовного служения Он произносит знаменитую Нагорную проповедь. И тут начинают проясняться принципиальные расхождения Сына с Отцом Небесным. Его зачем посылали? Создать Царство Божие на земле. А Он проповедует, что блаженны и достойны почему-то Царствия небесного лишь некоторые категории граждан: например, нищие духом, изгнанные за правду, милостивые, миротворцы и пр. А чего стоят рекомендации не противиться злу и подставлять левую щеку, если ударили по правой? И уж совсем ни в какие ворота не лезет сформулированное Им так называемое «золотое правило»: поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. С такими подходами и впрямь царствовать на грешной земле не получится – только на небеси.

Начиная с этого момента Иисус был обречен. И дело даже не в том, что Он ослушался Отца. Мы с вами знаем теперь, что на самом деле Он с Ним составляют единое целое, и представлялось совершенно невозможным допустить этот немыслимый плюрализм в одной голове – прямой путь к раздвоению личности. В своей земной ипостаси Иисус еще пытался противиться, набирал учеников, прощал блудниц, отчаянно творил чудеса (вот бы их нам сейчас – все бы сразу поверили!). Но, конечно, не мог не ощущать, как сгущаются над ним тучи. Нигде в Евангелии нет указаний на то, что Он, подобно Моисею, беседовал с Создателем напрямую. Это косвенно подтверждает: разочарованный Алекс перестал поддерживать двусторонние контакты с Юстасом.

Впрочем, будучи частью целого, Иисус, разумеется, ведал о своей участи. И в конце концов вынужден был сдаться. Он перестал быть машиахом, ибо машиах согласно вере иудеев должен умереть и вскоре после этого воскреснуть, воскресив одновременно всех мертвых. Но Мессия с такими либеральными воззрениями стал для Яхве неприемлем. И чтобы не теряя лица закрыть неудачный проект, Иисусу предстояло быть не тихо эвакуированным на вертолете, как дон Румата, а погибнуть публично, при большом стечении народа. Он знал наперед о каждом эпизоде расписанного до мелочей сценария и намекал об этом немногим оставшимся с Ним ученикам. Конечно, к ним тоже было применено то, что мы называем НЛП. С чего бы иначе Иуда стал предавать Учителя за тридцать серебряников, а потом швырять их на пол Храма, да еще кончать жизнь самоубийством? Алчные люди так себя не ведут. Так ведут себя субъекты, внезапно обнаружившие, что в состоянии помутнения вытворили нечто дурное, причем им совершенно не свойственное. Каждый игрок знал свой маневр: и прокуратор, и синедрион, и рядовые иудеи, и римские солдаты действовали, повинуясь указаниям верховного режиссера. Даже известное «моление о чаше» следует толковать как страх не перед смертью (которой нет), а перед чрезмерным страданием.

И что, вы думаете, на этом все закончилось? Отнюдь!
Иисус умер на кресте при всем честном народе, а воскрес, когда рядом не было ни одного свидетеля. И никакие мертвые одновременно с Ним не воскресли. Вероятно, из чувства ответственности Он лично явился нескольким близким людям, но народ Израиля остался в неизвестности. Умер, так умер. Значит, не машиах. Вольно или невольно иудеи превратили посланного к ним Иисуса в антагониста собственному отцу. И теперь, видимо, им полагалось жестокое наказание вполне в духе Бога-отца: потеря родины, рассеяние и отсутствие на ближайшие пару-тройку тысяч лет нового машиаха. Но что-то надо было делать и с прежним.

Говорят, в дзюдо умеют оборачивать нанесенный тебе удар против соперника. Да и вообще, порожденного Тобою Сына полагается пристроить к какому-нибудь делу. Так возникла мысль о кардинальном ребрендинге.
Первые несколько десятилетий после распятия Иисуса его немногочисленные последователи прозябали. Объяснение простое: это результат прошлых неудачных решений. Вспомните эпизод с женщиной-хананеянкой, просившей у Него за свою больную дочь. Он ответил: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Потом все-таки сжалился и помог ей (ох, не в Отца пошел!), но смысл сказанного ясен: Иисус явился в мир машиахом исключительно для иудеев – избранного некогда Всевышним народа. А что это означает? Для не-иудея стать христианином было решительно невозможно без предварительного принятия иудаизма – вот что! Со всеми вытекающими: соблюдением многочисленных обрядов и условностей, но главное – обрезанием. Что для взрослого мужчины весьма травматично, а с учетом тогдашней антисанитарии вообще могло привести к гибели. Ряды христиан пополнялись крайне вяло, но ведь для Всевышнего невозможного мало. Он снова, как бывало (косноязыкий Моисей, оказавшийся морально нестойким Иисус), удивил нестандартным кадровым решением. На служение был призван, как он сам себя характеризовал, иудей из иудеев, фарисей из фарисеев, ярый гонитель христиан Саул из Тарса. Именно он, услышав голос по дороге в Дамаск, полностью переменился (опять НЛП?) и под именем апостола Павла стал в руках Всевышнего действенным инструментом по организации христианской церкви. «Несть ни эллина, ни иудея», - провозгласил Павел-Саул на фоне отмены для новообращенных христиан обрезания, а также прочих тяжких иудейских самоограничений. И люди к нему потянулись…

Конечно, нам не дано знать, как сложились отношения между Отцом и Сыном после воссоединения семьи. Но есть факты. В новой религии Христос сделался весьма важной фигурой. Однако людская жизнь не торопилась стать более нравственной, более соответствующей тем же тезисам из Нагорной проповеди. Что ж, вера во Христа уже есть великий дар, врачующий души, помогающий многим устоять под натиском жизненных обстоятельств. Недаром догмат об искуплении Им грехов человечества – один из основных в христианстве. А вот то, что называется «жизнь во Христе», дается пока немногим.

Однако у всякого детектива должна быть концовка – и по современным канонам не обязательно оптимистическая. Ранние христианские богословы, размышляя над тем, кому Христос распятием заплатил выкуп за людские грехи, предполагали, что дух Его принял Отец, а душа отдана в залог дьяволу (Ориген, Григорий Нисский). Может, и так: не обошлись без лукавого ни инквизиция, ни индульгенции, ни дух стяжательства и соглашательства с мирской властью, царящий среди современных иерархов. И судя по соотношению в нашем мире доброты и жестокости, напрашивается вывод: Иисусу до сих пор так и не удалось выбиться в лидеры. За Его крестом по-прежнему маячит настоящий босс, непререкаемый Яхве. Остается одно – надеяться на продолжение детектива.



Tags: религия, христианство
Subscribe

  • КАК ИМ ДАЕТСЯ БЛАГОДАТЬ

    Дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Этот великий афоризм, принадлежащий Иисусу Христу, пришел мне на память в связи с предстоящим на этой…

  • ВСЕ НА ВЫБОРЫ!

    Телеведущий высказал широко ныне бытующее мнение, что Русская православная церковь - это государственная корпорация, которая к слову Божьему имеет…

  • PEPSI ПАТРИАРХА

    СМИ сообщают, что Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви Кирилл по окончании молебна в Пловдивском кафедральном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments